Война 1812 года
Почему шляхта приветствовала Наполеона. Из истории Беларуси.
Почему шляхта приветствовала Наполеона. >>>
|
|
Начало войны 1812 в Беларуси
1 июля 1812 года Наполеон провозгласил решение о создании временного правительства Великого княжества Литовского. Администрирование над департаментами было двойным - местное и французское. Наполеон имел в этом свой интерес - за свободу он требовал стотысячную армию, громадные поставки фуража и провианта.
- В армию ВКЛ белорусы вступали добровольно. Там и срок службы был короче - всего шесть лет, и довольствие получше. К тому же было объявлено, что отслужившие воинскую службу крестьяне получат вольную и земельный надел, - рассказывает историк Анатолий Тарас.
С провиантом было хуже: по деревням начали рыскать интенданты, которые выгребали запасы крестьян, чтобы накормить армию. А брать уже было особенно нечего - ведь до этого тут похозяйничали русские войска, которые особо не церемонились. Крестьяне ждали от Наполеона отмены крепостного права, вольностей, а получили очередное разграбление их собственности. В августе, когда Наполеон подписал очередной указ о реквизициях, местное население, даже относившееся к французам лояльно, взялось за вилы и отправилось в леса, в партизаны. Наполеон вынужден был оставить в Беларуси 100-тысячный отряд для борьбы с партизанами, сбора провианта и фуража.
Радость наших предков по поводу прихода Наполеона сменилась разочарованием. Из временного правительства ВКЛ вышел даже рьяный бонапартист Александр Сапега. Любопытный факт: накануне Бородинской битвой Наполеон вынужден был отправить 10 тысяч солдат для укрепления 12-тысячного гарнизона в Витебске, который осаждали местные партизаны.
>>>
|
|
Война 1812 года.
Войска Наполеона форсировали пограничную реку Неман. Французы вторглись в Россию. Началась Великая Отечественная война 1812 года. Вопреки ожиданиям, французские войска не были атакованы русскими боевыми соединениями на переправе. Они их не тревожили и при прохождении во внутрь России >>>
|
|
Роковой Витебск. Война 1812 года.
Исход этой войны мог быть иным. Делясь стратегическим планом со своими маршалами, он говорил: «Я завершу кампанию в Смоленске и в Минске. В Вильне, где в эту зиму будет моя главная квартира, я займусь устройством Литвы, жаждущей сбросить с себя российский гнет. Я не перейду Двины. Двигаться в этом году дальше - означает идти навстречу собственной гибели».
Витебск для Наполеона стал судьбоносным городом - здесь он провел две недели, встретил свой 43-й день рождения во дворце губернатора и изменил свои планы. Благостная атмосфера и теплый прием в Витебске сыграли с императором злую шутку. Стоя на балконе, который до сих пор сохранился, на одном из зданий неподалеку от Ратуши, он произнес пламенную речь и призывал армию и всех его сторонников двигаться на Москву. Однако огромная Россия оказалась не по зубам даже победоносной французской армии. >>>
|
|
Бородинское сражение 1812 года
Основные сражения войны 1812 года. Передвижение войск Нполеона в начале войны 1812 года
 |
Почему Наполеон пошёл на Москву, а не на столицу Петербург?
Путь на Петербург означал стратегический проигрыш с самого начала
Такой вариант не рассматривал никто из современников, и не без причин
Действительно, ведь столицей Российской империи был Санкт-Петербург, там находились царский двор, правительство, государственный аппарат. Наполеон понимал, что не сможет оккупировать Россию. Известно, что его целью было навязать Александру I выгодные условия мирного договора, а этого можно было добиться, только непосредственно воздействовав на него.
Роковой поход Наполеона на Москву породил в последнее время спекуляции о том, будто Наполеон вёл войну не с Россией, а с некоей «Тартарией», причём в интересах Петербурга, желавшего эту самую Тартарию со столицей в Москве завоевать.
Примечательно, что в сохранившихся документах и мемуарах, а также во всех сочинениях более ранних историков, решение Наполеона считается само собой разумеющимся и не вызывающим критики. Рассматривается только вариант: а что было бы, если бы Наполеон остановился в Витебске или Смоленске, как первоначально и хотел? Поход на Петербург не фигурирует в качестве альтернативы.
Наполеон пришёл к Москве не ради самой Москвы, а в погоне за русской армией
Расстояние от Немана до Петербурга ненамного короче, чем от Немана до Москвы – 900 км вместо 1000. Взять Петербург было для Наполеона ничуть не труднее, чем взять Москву, и он бы это, конечно, сделал, будь у него такая цель. А что дальше? Ведь российское правительство могло заблаговременно переехать в Москву, благо у Москвы всегда сохранялось значение коронационной столицы. Что же, Наполеону тогда идти ещё 700 км до Москвы?
Наполеон преследовал русскую армию. Его целью было разбить её в генеральном сражении. Русская армия же отступала в направлении Москвы. Пойдя на Петербург, Наполеон оставлял русскую армию в покое и вдобавок подставлял под её удар свои коммуникации, связывавшие его с Западной Европой.
Идя на Петербург, Наполеон был бы уязвим и с другого фланга – со стороны Балтийского моря. Ведь на морях господствовал английский флот. Наполеон не смог бы снабжаться морем. А англичане (вместе со шведами, которые также вступили в коалицию против Наполеона) могли ещё и высадить десант в Прибалтике, в тылу французской армии.
Путь на Петербург во всех отношениях был для Наполеона стратегическим тупиком. Правда, таким же тупиком оказался и путь на Москву. Но это выяснилось только потом, опытным образом. Стратегическая бесперспективность же петербургского направления была очевидна сразу.
>>>
|
|
Новый взгляд на войну 1812 года
Казалось бы, про ту далёкую войну с коварно-гениальным Наполеоном нам всё давным-давно известно. Тем более, что три года назад отмечался 200-летний её юбилей и было достаточно много публикаций, выходящих далеко за границы сюжета толстенного романа Льва Толстого «Война и мiр». Но главное убеждение в том, что ход и стратегию войны придумал её Главком Михаил Кутузов, не вызывало никаких сомнений. Кто-то считал его действия гениальными, другие – пассивными и неумелыми: и под Бородино отступил украдкой, не добив супостата, и Москву отдал врагу на разграбление и погибель. И вообще победил не столько Кутузов, сколько российский мороз (в октябре-то!) и неуправляемые казаки-мародёры.
А недавно в Государственном военно-историческом архиве вдруг обнаружился утверждённый Александром I план, разработанный военным министром Барклаем де Толли, пролежавший «без движения» в том архиве два века! После его изучения взгляды на подготовку и ход войны с Наполеоном надо пересматривать. И искать нового Толстого для написания правдивой и объективной истории той войны.
У меня есть и личный интерес к событиям двухвековой давности: мой далёкий предок в составе Ахтырского гусарского полка и второй русской армии прошёл через ту войну вплоть до вступления в Париж. Его немудрёные впечатления о событиях тех лет передавались в семье из поколения в поколение. Предлагаю посетителям моего блога выдержки из стотьи «Деза для Наполеона» в газете «Секретные материалы»
Готовясь к большой войне
Ещё в 1910 году для сбора информации о противнике и его дезинформации новым военным министром были образованы Военно-учёный комитет, Военно-топографическое депо, типография и Особенная канцелярия, которая занималась разведкой и контрразведкой. Деятельность Особой канцелярии курировалась лично императором.
Тогда же и Наполеон развернул против России тайную войну. В течение последующих двух лет его разведывательные службы собирали необходимую информацию, создавали агентурные сети в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Грузии и в самой России, всевозможно противодействовали заключению мирных договоров России с Турцией и Швецией.
Агенты, действовавшие под руководством посла Франции в России Лористона, развернули активную деятельность: секретарь посольства Прево собрал статистические данные о западных русских губерниях, другой сотрудник посольства добыл с «большими трудностями» гравировальные доски «столистовой» карты России, ловким адъютантом посла капитаном де Лонгрю были подготовлены краткие, но очень интересные характеристики 60 русских генералов. Даже к главнокомандующему Дунайской армией Михаилу Кутузову, в период его работы над подготовкой проекта мирного договора с Турцией, была «введена» французским консулом «некая француженка, которая красотой и ловкостью своей приобрела отличное уважение графа Кутузова и имеет великую власть над ним». Кроме этого, МИД Франции перед началом войны представил Наполеону подробные характеристики на 30 генералов и 79 полковых командиров и другую информацию.
О деятельности шпионов французской разведки в военной кампании 1812 года можно узнать из секретного предписания главнокомандующего Министерства полиции калужскому гражданскому губернатору «О принятии мер осторожности против французских эмиссаров»: «Секретно… Возмутитель спокойствия целой Европы, в теперешнем его положении, по своим вероломным правилам, без сомнения, прибегнет к злоумышленному средству через эмиссаров своих рассеивать повсеместно ложь, подстрекать на дерзкие поползновения… действовать на дух людей слабоумных. Сие обстоятельство, подкрепляемое прежними примерами, когда в 1812 году задержаны были присланные для разведывания шпионы, имевшие даже отставных наших офицеров, действительно бывших прежде в российской службе…»
Разведка доложила точно
Деятельности наполеоновских разведывательных служб противостояли российские. Дипломатическая разведка и сформированная Барклаем де Толли в 1810 году контрразведка. В преддверии войны ими была собрана информация о военном и экономическом потенциале Франции, сделан анализ стратегии ведения войны Наполеоном и созданы агентурные сети в Европе…
Важную роль сыграли сведения, полученные будущим канцлером и министром иностранных дел в правительстве Николая I Карлом Васильевичем Нессельроде. Его письма из Парижа, написанные по всем правилам конспирации, стали интереснейшими документами русской дипломатии накануне войны 1812 года. Все главные действующие лица были зашифрованы. Наполеону, например, было присвоено русское имя Терентий Петрович, иногда Нессельроде называл его на английский манер – Софи Смит. Александр I именовался Луизой, а сам Нессельроде скрывался под псевдонимом Танцор.
А имени Давида Савана мы не найдём среди известных и признанных героев войны 1812 года. Люди, подобные ему, выполняли специфичные секретные поручения, вообще редко выходят из тени при жизни, чаще всего их фамилии становятся известными через десятилетия и века, а чаще навсегда остаются тайной. Таков удел разведчиков, работающих во вражеском стане. Лишь узкий круг лиц, посвящённых в операции с участием Савана, знал, кем является отставной ротмистр и насколько велики были его заслуги в провале честолюбивых планов Наполеона. С помощью Савана русская военная контрразведка выловила большинство французских лазутчиков и агентов, а французская разведка постоянно получала от барона Биньона, руководившего секретной службой «передового базирования», «раздобытую» им информацию, вызывавшую огромный интерес у французов и заранее подготовленную в штабе 1-й русской армии. Через него Барклай де Толли передавал противнику ложные сведения, переплетенными с правильными, но не представляющими никакой тайны фактами. Руководя подготовкой агентов для засылки в Россию, Саван, используя заранее оговорённый канал связи, разоблачил всех французских шпионов-резидентов, служивших в 1-й русской армии.
Только перечисленные заслуги русского разведчика в борьбе с врагами России уже заслуживали самой высокой оценки. Но он сумел сделать гораздо больше – ввести в заблуждение Наполеона и его генералов относительно стратегии, избранной русскими полководцами, и до того спутать все их планы, что свой промах они осознали только в Смоленске, ставшем «тактической ловушкой» для Наполеона.
>>>
|
|
|