Картина Репина Бурлаки. Передвижники. Бурлаки на Волге. 1870-1873
Илья Репин
Картина Бурлаки на Волге в высоком разрешении Картинка отсюда
Почему картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге"- ложь автора?
Илья Репин. "Бурлаки на Волге", 1870-1873 г.г.
Уважаемый вы наш Илья Ефимович! Как можно-с, чтобы вы, сударь, так погрешили против действительности и ввели зрителей в глубочайшее заблуждение своей картиной? Это же чистейшей воды профонация - с...Какая нелёгкая дёрнула вас написать эту нелепую картину?
И какой скандал!....Какой скандал!...
Примерно такие слова услышал молодой, 29 - летний выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга от министра Путей сообщения России. Репина отправляли вместе с его картиной "Бурлаки на Волге" на Всемирную выставку в Вену, куда были приглашены выпускники лучших Академий Европы.
Картина вызвала скандал уже потому, что в те времена труд бурлаков был почти сведён к нулю. Но всегда бурлацкий труд считался хорошей работой. За сезон на реке, бурлаки получали столько денег, что жили безбедно с семьями несколько месяцев. Даже изображая несчастные лица бурлаков в рваной одежде, Репин исказил действительность и отступил от жизненной правды. Бурлацкие артели были по 10- 40 человек, они собирались из безработных, бездомных и крестьян, что приходили в артели из-за плохих урожаев. Труд бурлаков оплачивался каждый день, поэтому люди сразу покупали себе крепкую обувь и одежду, а после работы переодевались и имели возможность пойти в трактир.
В XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах стоял большой барабан с тросом. Бурлаки садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они подтягивали баржу вверх по течению. Намотав трос, бурлаки вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.
Репин сам знал всю правду. Он помнил, как поехал на этюды в Самарскую область, и остался там на всё лето. Репин помнил, как однажды увидел артель бурлаков на Волге и решил их написать. Художник сам признавался, что у него не было желания ни поговорить с ними, ни узнать об их труде. Ему не был интересен ни быт, ни жизнь, ни условия работы бурлаков. Поэтому Репин утрировал внешний вид бурлаков, чтобы произвести фурор. Вот и получилась скандальная картина, ведь она была далека от правды жизни.
Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который ходатайствовал об участии молодого художника на выставке в Вене, а позже приобрел картину для личной коллекции.
На выставке в Вене картина И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" была встречена с недоумением. Картина нисколько не соответствовала тому, какой богатой и промышленно-развитой была Царская Россия.
1900-е гг. Бурлаки, баржи, на Ладожском канале
1900-е гг. Бурлаки, баржи, на Ладожском канале, Россия Картинка отсюда
Зачем были нужны бурлаки в эпоху пароходов?
Представьте ситуацию. Начало XX века. Прошло больше 140 лет с тех пор, как Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. А на Ладоге, тем временем, можно было увидеть такую картину:
Бурлаки нанимались на речные суда работниками. Они обслуживали судно и работали грузчиками. А в местах, где нужно было преодолеть пороги или двигаться против течения реки - бурлаки тянули баржу. И это была самая тяжелая часть их работы.
В XIX века и начале XX века в сельской России крестьянский труд был настолько дешев, что было намного дешевле нанять бригаду крестьян, чем купить пароход. Даже труд лошадей стоил дороже!
При этом в бурлаки шли охотно - среди крестьян это считалось довольно хорошим способом заработка. За сезон - весну или осень - бурлак мог заработать денег, чтобы хватило на жизнь до следующего года. Ну или пропить в кабаке за месяц.
Чтобы команда из 10-15 бурлаков работала эффективно, на барже били в большой барабан. Он координировал движение группы.
Шишка - бригадир, находился во главе процессии. Он был сильным и опытным бурлаком. Рядом с ним шли помощники бригадира. Следующей была группа «Кабальные» - они выполняли большую часть работы и получали меньше всего. В конце группы шли замыкающие, координирующие движение, чтобы группа шла по правильному пути.
Сил и времени не хватало даже на готовку еды. Поэтому именно бурлаки придумали окрошку - холодное блюдо, когда в квас крошится все съестное.
Купец нанял женщин, чтобы сэкономить. Женский труд был гораздо дешевле мужского, а результат тот же - женщины тоже дотащат баржу до места назначения.
В целом женская артель нанималась за меньшие деньги. Еще и женщин нужно было больше, чтобы вытянуть тот же груз. Как следствие, женщины-бурлачки получали в два-три раза меньше мужчин за этот адский труд.
Да и женское здоровье страдало куда сильнее. Взгляните на фото. Их одежда превратилась в лохмотья. Ремни оставляют раны на руках и груди. А впереди долгий путь в сотни километров.
В конце XIX века купцы все-таки начали активно заменять обычные баржи на пароходы. Поэтому, когда Илья Репин в 1873 году представил свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге», его накрыло шквалом критики. За то, что он, дескать, порочит имидж России за рубежом. Но на этих фотографиях вы все сами прекрасно видели - даже в XX веке люди продолжали губить свое здоровье.
Но когда на кону прибыль - о людях вспоминаешь в последнюю очередь. Особенно когда сидишь в столице в удобном кабинете. И когда люди - просто очередная колонка цифр в графе расходов.
Бурлацкая артель на отдыхе. Самара.
Бурлацкая артель на отдыхе.
Проходов просто было мало. Самара. Россия Картинка отсюда
Илья Репин. Краткая биография
Свое 26-летие петербургский художник Илья Репин встретил на Волге в Жигулевском селе Ширяев Буерак.
Это было 5 августа 1870 года. С тех пор эти два имени - Репин и Ширяево - стоят рядом. Поскольку именно
здесь Илья Ефимович работал над картиной "Бурлаки на Волге", которая сразу же прославила молодого живописца.
Красота Жигулей, сильные, колоритные характеры волжан, казалось бы, только и ждали, когда вдохновенный мастер
запечатлит их полнокровные образы на полотне.
"Хотя идет 25 год с тех пор, как я работал над своей картиной в окрестностях Самары, но это время горячей
юности живо стоит передо мной... неизгладимое мое лето 1870 года", - писал Илья Ефимович самарскому городскому
голове Петру Алабину в 1895 году.
Дом-музей И.Репина
Западная Двина
Пруд в Здравнево
Портрет Ильи Репина
Мастерская художника
Илья Репин. Художники 19 века. Сайт. Фото. Славянские традиции. Обои для компа 1280 на 1024. Обои для ноутбука. Ясная поляна. Заставки для ноутбука. Картинки для ноутбука. Сайт о Льве Толстом. Живопись 19 века. Заставки для ноутбука 1280 на 900. Сайт. Обои для компьютера