Мона Лиза. Джоконда. Леонардо да Винчи. Музей Лувр
Самая красивая женщина средневековья. Самая красивая женщина эпохи возрождения. Какая. Код да Винчи.
К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше,
во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся
Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены
его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это
произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была
очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли
на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость
и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна
Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского
биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда»
— портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой
в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном
Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака
с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет
изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая
также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511
г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что
никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался
на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Зубов В.П., Леонардо
да Винчи, Издательство Академии наук СССР, М.-Л., 1962
Только
громкая известность Тайной вечери может сравниться с неоспоримой славой,
какой на протяжении веков пользуется Джоконда. Завершив портрет, Леонардо
уже не расставался с ним, а после него он перешёл к королю Франции Франциску
I и, соответственно, в Музей Лувра, где хранится до сих пор. Если исследователи
сходятся во мнении, что портрет был исполнен во Флоренции около 1503 года,
то в вопросе идентификации его модели подобная уверенность отсутствует.
По идущей от Вазари традиции, портретируемую принято отождествлять с Моной
Лизой, женой флорентийского гражданина Франческо ди Джокондо.
Ограничимся
лишь замечанием, что эта идентификация подчас расходится с последующими
наблюдениями над картиной, однако скудость связанных с ней документальных
свидетельств не позволяет нарушить авторитет сложившейся традиции. Леонардо
выходит здесь за рамки ранее использовавшейся им портретной схемы, выработанной
Антонелло да Мессина. Он даёт поясное изображение модели в лёгком, трёхчетвертном
повороте, со взглядом, обращенным к зрителю. Фон больше не затенён, резко
выделяя фигуру, но представляет собой пейзаж, «ирреальный, словно увиденный
в мечте, и вместе с тем панорамически точный, насыщенный влажными испарениями
и туманной дымкой.
далее >>>