Эна, Ярославль. ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО МИНСКУ (часть 7) В начало >>>
Троицкое предместье – славный квартал со старинной застройкой XVIII – XIX вв. Хорошенькие 2-3-этажные домики нежных пастельных тонов, аккуратными фасадами выходящие на набережную Свислочи, казались сошедшими со старинных открыток. В них располагались магазинчики, галереи и кафе, обитали горожане.
Улочки Троицкого предместья, по которым мы неоднократно гуляли, таили в себе много замечательных сюрпризов. Среди красивых самобытных домиков мы обнаружили Дом природы (бывшая синагога, начало XIX в.), около которого располагалась трогательная и наивная скульптурная композиция «Купалье». Таким нежным названием белорусы именуют летний праздник, очень похожий на нашу ночь на Ивана-Купалу. Скульптура представляла собой юную лесную ведьму с неизменной спутницей-совой. Фигурка была такой живой, летящей к сказочным далям, что мне невольно пригрезилась теплая июльская ночь, тихий шепот реки, отблески костров. Все-таки, поразительно, насколько светлая Беларусь близка к сокровенным знаниям своих предков! В Троицком предместье встретили мы и замечательный памятник Язэпу Дроздовичу, названный «Вечный странник». Он очень аллегоричен, что соответствует образу этого неординарного человека, художника, поэта, этнографа, мыслителя прошлого века.
Заповедные минские дорожки вывели нас к Октябрьской площади. Мы прогулялись по Александровскому скверу, где располагался Национальный академический великий театр оперы и балета им. Я. Купалы. От торжественного белого здания с колоннами и выразительными фигурами вели тропинки к интересным фонтанчикам «Музы» и «Мальчик с лебедем». Полюбовались строгим Дворцом офицеров, рядом с которым стоял так заинтересовавший мужа танк :).
Дворец Республики – самое неординарное здание на Октябрьской площади. Такое монументальное, даже давящее, но не лишенное грации огромного неповоротливого животного. Четкие линии, геометрически выверенные размеры, стройные колонны, серый гранит придавали Дворцу Республики торжественный вид. Не зря здесь проводят все важные государственные мероприятия и масштабные концерты. В целом, вместе с просторной площадью, на которой в марте был еще залит каток, ансамбль смотрелся вполне органично. У Дворца Республики расположен знак «Начало всех дорог Беларуси», или «Нулевой километр». Признаться, нашли мы его только со второй попытки:).
Прочитав описание, что знак выглядит, как пирамида, почему-то искали что-то грандиозное под стать Дворцу Республики. Оказалось, что это низенький гранитный треугольник, который не сразу и заметишь. Но, увидев, мимо, конечно, не пройдешь. Как водится, на знаке были указаны расстояния от Минска до всех значимых населенных пунктов, карта дорог, философское изречение на латыни «Via est vita» – «дорога это жизнь». Очень понравились стихи Якуба Коласа: «Дарогі, вечныя дарогі!.. Няма канца вам, ні супыну, вы жывы кожную часіну». Настоящий гимн путешественников :).
Наше внимание привлекли еще два замечательных здания, вместе с Дворцом Республики составляющих единую пространственную композицию Октябрьской площади. Музей истории Великой Отечественной войны с героической надписью «Подвигу народа жить в веках» выглядел по-военному сурово, словно облаченный в серую офицерскую шинель, а элегантный сливочно-белый ДК профсоюзов утонченной колоннадой, обилием лепнины и динамичными статуями на фасаде напоминал шикарный особняк.
Проспект Победителей – вторая значимая магистраль Минска. Освоение его достопримечательностей тоже входило в наши планы. И снова нас удивляли просторные чистые тротуары, нарядные здания магазинов, учреждений и гостиниц, разноцветные свечки жилых домов, современные спортивные комплексы.
Мы с интересом осмотрели 4 замечательные самобытные скульптуры «Времена года», отражающие исконно белорусские корни, самую суть этой зачарованной синеокой страны. Мне трудно судить, насколько хороши эти композиции в эстетическом значении, но, то, что они живо и эмоционально передают задумку автора – действительно так. Культуры славянских народов, в частности, России и Беларуси, очень близки. Как и у нас, предки современных белорусов жили «посолонь», по солнцу, что было органично связано с самой природой, со сменой времен года.
Новую жизнь давала Весна – время рождения, пробуждения и обновления. Ей посвящена самая симпатичная композиция «Гуканне вясны», изображающая молодых людей, кликавших «Весну-красну». У нас тоже есть похожие обряды, которые начинались с заманивания Весны еще с Масленицы, плавно переходя в праздник Жаворонков.
С Летом связан один из любимейших молодежных праздников – Купальские гуляния, или Иван-Купала по-русски. Ему посвящена следующая скульптура, которая носит название – «Купалье». Это время любви и радости, когда в сердцах играют зарницы чувств, а на губах ощущается горьковато-сладкий мед полевых цветов, когда природа набирает соки, готовясь к продолжению рода. Весенняя страда окончена, и можно порезвиться, прыгая в купаловскую ночь через костер, как здоровые, сильные юноша и девушка, замершие во второй скульптурной группе. Это самая энергичная композиция.
Золотой зовут Осень по желтым листьям и наливным колосьям ржи. Выхоленная заботливыми руками природа с готовностью отдает свои плоды трудолюбивым людям, обещая легкий и зажиточный год. «Свята ураджаю» – это благодарность зрелой Осени за труды и самая сильная скульптура.
Укрывает мягким белым покрывалом натруженную за длинный год Матушку-землю седовласая Зима. Отдыхает природа, а люди, славно поработавшие в сезон, могут немного повеселиться. Этот период находит отражение в скульптуре «Каляды», что родственно нашим рождественским святкам с играми, песнями, плясками и переодеваниями. В Беларуси эти добрые светлые традиции более сильны и живы. Кажется, что веселые ребята сейчас кинутся в пляс, в шутку пугая звериными масками нечистую силу. Это самая веселая композиция.
Вот так и живет белорусский народ «посолонь», близкий к корням своим, к природе первозданной.
Почитать Еще >>> |